Почему каршеринг в Москве так и не вытеснил такси

А некоторые видят в каршеринге даже большую проблему, чем электросамокаты.

Если верить статистике, то популярность каршеринга в Москве стремительно растет. В 2023 году число оплат в категории «каршеринг» выросло на 17%, а средняя сумма чека на 12%. Традиционно, Москва держится на переднем крае общероссийского тренда – в целом по стране число поездок с каршерингом увеличилось на 13%.

Как утверждают столичные власти, благодаря каршерингу удалось снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру примерно на 90 000 личных автомобилей за счет использования 30 000 «шеринговых». Как отметили в дептрансе, каршеринг для столицы стал «новой моделью взаимоотношений жителей города, рационально использующих общий ресурс».

Однако вместе с тем выросла и популярность услуг такси. За январь-июнь 2023 года средний чек на такси в Москве вырос на 12%, до 771 рубля, в целом по России — на 4%. По некоторым данным, рост составил ещё больше – до 15%. А значит, можно говорить о тенденции в целом к пересадке с личных авто на альтернативы. Косвенным подтверждением того, что сравнительно новый каршеринг не вытесняет традиционное такси является сохранение (и даже рост в некоторые периоды) числа вакансий водителей такси.

Есть у столичных властей экономические резоны поддерживать каршеринг. Отечественный бренд «Москвич» должен предоставить «Яндекс. Драйву» порядка 3000 автомобилей «Москвич 3» и 2000 электрокаров «Москвич 3е». Общая потребность сервисов такси и каршеринга составляет 30 000–40 000 новых автомобилей – это крупный, а главное стабильный рынок сбыта.

Однако есть у каршеринга и огромный негативный социальный заряд. Поведение водителей прокатных автомобилей давно стало постоянной темой обсуждений в социальных сетях. Без труда можно найти подборки нарушений и ДТП с участием каршеринговых авто: чаще всего речь идет о парковках с нарушениями всех известных норм, превышении скорости и создании аварийно-опасных ситуаций.

Юрист Олег Хуснуллин, комментируя ситуацию, отмечает постоянную эволюцию пользовательских соглашений операторов и клиентов каршеринга, которые усложняются всё больше – именно в силу необходимости учесть все возможные инциденты.

Об этом не говорят официально, предпочитая подчеркивать преимущества «личной мобильности и свободы», но система штрафов в службах каршеринга — одна из основных статей доходов компании. Регулярно возникают ситуации, когда оплата штрафа за попавшее в ДТП авто оказывается выше, чем стоимость самого автомобиля.

Однако статистика подтверждает, что подобные трудности число желающих взять авто в аренду не снижают. И это ещё одна проблема – недобросовестные водители, в том числе лишившиеся права управления собственным авто, получают возможность совершить новые ДТП.

«Чтобы взять в аренду машину нужно создать свой аккаунт и предоставить данные, в том числе водительские права и стаж управления транспортным средством. Но спрос как всегда рождает предложение, и без труда в Интернете можно найти поставщиков аккаунтов тем, кто их законно завести не может. Если что-то пойдет не так, то уличить продавца аккаунтов непросто – он всегда может сослаться на взлом», — отмечает Олег Хуснуллин.

В своё время за рубежом вышел ряд психологических отраслевых исследований, по результатам которых обнаружилась достаточно четкая связь между спецификой поминутной оплаты и количеством ДТП: езда за рулем при тикающем счетчике подсознательно заставляет водителей «срезать» углы и превышать скорость.