Электросамокаты уже давно вышли из категории безопасных видов транспорта

Очередной инцидент со средством индивидуальной мобильности поднимает вопросы о регулировании.

Постепенно вступающая в свои права весна сопровождается активностью электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). Раздражение, которое вызывают такие средства у москвичей и жителей столицы, вполне оправдано – только по официальным данным ГИБДД, за последние три года число дорожных происшествий с участием самокатов, скутеров и электромопедах выросло в 7 раз. Стоит отметить, что речь идет только о тех происшествиях, в которых были пострадавшие, менее «вредоносные» ДТП в статистику ГИБДД не попадают. Если в 2019 году было зафиксировано 142 аварии, то в 2022 — уже 941. Число пострадавших выросло со 150 до почти 1000 человек, а количество погибших увеличилось втрое — с 7 до 19.

Один из свежих инцидентов имел место 30 апреля на севере Москвы, где 21-летняя девушка сбила на улице Фестивальная 13-летнюю девочку и сбежала с места происшествия. Ребенок был госпитализирован, а происшествие находится на контроле у столичной прокуратуры.

Как отмечает урбанист Олег Хуснуллин, занимавшийся разработкой транспортных каркасов различных городов с учетом всех существующих, включая СИМ, видов транспорта, более 90% травм с участием самокатов и т.д. – связаны с наездами машин на пользователей таких устройств. Учитывая травмы, которые получают при столкновении с СИМ пешеходы, вывод очевиден: правовая база и правоприменительная практика в случае электросамокатов и прочих гироскутеров не соответствует реалиям сегодняшнего дня.

Отмечает Олег Хуснуллин и другие отличительные признаки несовершенства регулирования этой конкретной сферы транспорта. Подавляющее большинство аварий с участием электросамокатов происходит в трезвом состоянии, алкоголь в крови самокатчиков обнаруживается только в 5% случаев. Это вдвое меньше, чем в авариях с участием автомобилей и в четыре раза меньше, чем у байкеров.

«В социальном плане есть характерные риски. Скутерами и самокатами пользуются в основном молодые люди, среди получивших травмы половина моложе 25 лет, а больше 20% имеют возраст от 14 до 19 лет. Фактически, это ниша, которая прицельно бьет по подросткам, и раз у нас объявлена государственная политика сбережения детей, то и по этой причине нужно наводить порядок», — комментирует Олег Хуснуллин.

Первая попытка регулировать движение СИМ имела место в 2023 году, и оказалась откровенно недостаточной. Порог максимальной скорости был установлен 25 километров в час – как показали дальнейшие события, этой скорости вполне достаточно, чтобы, врезавшись в прохожего причинить ему серьезные травмы. А требование передвигаться на СИМ лишь по пешеходным дорожкам только усугубило травматизм. Не очень справедливым, особенно по мнению пострадавших, было то, что на пользователя СИМ не распространялись обязанности водителя, и за нарушение он отвечал как пешеход.

Поэтому не вызывает удивления активно «бурлящая» законотворческая инициатива. Как минимум несколько законопроектов на уровне Госдумы, напоминает Олег Хуснуллин, были направлены для снижения максимальной скорости до 15 километров в час, запрета пользоваться СИМ несовершеннолетним и на пешеходных улицах, которые стали наиболее опасным для пешеходов местом встречи с электросамокатами.

Предстоит решить массу дискуссионных вопросов, например будет ли достаточным ограничение в 15 км/ч – втрое превышающая среднюю скорость пешехода. Но проблему в любом случае придется решать.

«Мы имеем дело с классической ситуацией, когда технический прогресс обгоняет законодательную базу и возникает «серая зона». К сожалению, пока не будет наведен порядок, травмы будут с обеих сторон», — предупреждает Олег Хуснуллин.

Есть, конечно, и другой способ, более дорогостоящий, но радикальный. Например, в Китае уже выстроена полноценная городская инфраструктура для СИМ, у которых есть своя выделенная полоса, где пользователи не соприкасаются ни с пешеходами, ни с автотранспортом.

Пока что операторы проката электросамокатов пытаются решить вопрос зональным ограничением скорости в наиболее многолюдных местах, в некоторых локациях снижая её до 5 км/ч.